О детской психологии, домашнем обучении и разрушительном шторме
У меня трое детей. Потребовался не один год и не одна книга по детской психологии, чтобы я смогла стать пусть не идеальной, но хотя бы не самой плохой мамой.
Наибольшее влияние на меня оказала Людмила Петрановская и её «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»:

Эх! Жаль что книга не попала в руки раньше! На многие вещи заставила взглянуть под другим углом, но больше всего зацепила мысль, что роли родителя и учителя совмещаются крайне плохо.
Мама с папой должны любить, причем безусловно. Роль учителя подразумевает оценку, контроль и право жестко сказать – соберись и сделай. Или переделай, если с первого раза не получилось. А родители подбодрят, пожалеют, утешат и помогут, если нужно.
Беря на себя роль учителя, родители рискуют уничтожить свою с ребенком привязанность.
«Как хирург не станет сам делать операцию своему ребенку, так и самые опытные репетиторы избегают сами заниматься со своими детьми. Потому что на своих, как оказывается, терпения всегда не хватает. Слишком много эмоций. То жалко его, то бесит его несообразительность, то накрывает вина: вот если бы я в его раннем детстве… Сам ребенок очень нервничает, боится родителя расстроить, разочаровать, соображает хуже…
Встречаются родители, которым удается виртуозно жонглировать ролями и учить своих детей дома, самостоятельно, не нанося ущерба отношениям … Но это особый дар, он есть не у всех, как не у всех есть музыкальный слух или математические способности.»
Как она права! Осмыслив книгу, стала пытаться приучить детей к самостоятельности, предлагая только помощь с уроками, не более того.
Есть вопрос? Задавай. А так – сам, сам, сам! Не всегда получалось. Но старалась. И постоянно держала в голове, что отношения важнее любых домашек.
После переезда всё усложнило преподавание на неродном языке – моя помощь требовалась гораздо в большей степени, чем это было в России. Непросто. Но в нашу жизнь пришел сюрреализм – с 16 марта школы Теннесси перешли на домашнее обучение. Приехали.
В первый день, со свойственной мне ответственностью, пыталась разобраться что, собственно, от нас требуется и организовать учебный процесс. Только каждый из многочисленных учителей старался наилучшим образом выполнить свой долг и заваливал сообщениями с заданиями, уточнениями и уточнениями уточнений, что добавляло стресса и неразберихи.
Занимаясь со старшим, отбивалась от младшего, который очень хотел учиться, а я пока не успела понять, что ему нужно делать. Отвлекалась на младшего – все тормозилось у старшего. Количество заданий на день для каждого просто зашкаливало. Мотивировала только мысль о знакомой с шестью детьми. Если она как-то это делает, то и я смогу.
Во вторник сбежала в спортзал, забив на американские порядки – оставила детей дома одних. После «большой перемены» процесс пошел полегче. Со следующей недели отдушина в виде спортзала испарилась – его тоже закрыли.
Вернулась к активным домашним тренировкам – единственное, что осталось от прежних увлечений – все прочие не являлись жизненной необходимостью. Дни наполнились исключительно уроками с утра до позднего вечера с перерывами на приготовить еду и покушать. Кто-то реально скучает дома во время карантина…?
О хобби даже не вспоминала – за все время домашней учебы не написала ни строчки. Все публикации, которые выходили на каналах в Дзен, были подготовлены заранее.
Вскоре на подмогу пришел супруг – его завод тоже остановился. Уже вместе, с огромным нетерпением ждали 3 апреля – каникулы! Уж не знаю, кто им больше обрадовался – мы или дети.
Вновь ощутила вкус к жизни и испытала вдохновение – настрочив сразу несколько статей. Наслаждалась появившимся свободным временем и старалась не потратить впустую ни минутки – следующая возможность передохнуть появится ой как нескоро!
В ночь перед началом новой учебной недели грянул шторм. Очень сильный. Как оказалось, многие семьи наших одноклассников провели ночь в укрытиях, спасаясь от торнадо, оповещение о котором мы пропустили.
Последствия торнадо от 13.04.20 в пригороде г. Чаттануга (фото из профиля Herman Wilhelm на Фейсбук):
В понедельник объявили, что в связи с необходимостью восстановления региона виртуальные школьные занятия отменяются ещё на неделю. Какое счастье!
Простите меня, те, кто пострадал, но я готова пережить еще один шторм, только бы не возвращаться к роли учителя для собственных детей.
Послесловие
Книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» можно почитать онлайн, и, при желании, скачать в библиотеке сайта.
Оригинальная версия статьи была опубликована на Яндекс.Дзен 17 апреля 2020 года.
Вот и я не учу. Могу помочь, подсказать, но не учить. Да и вообще поменьше влезать в учебу. А то сначала родители узнают про дз, решают сообща задачи в чатах, а потом, начиная лет с 15, воют что дети несамостоятельные
с домашкой все так и было, а сейчас-то как не учить, когда на тебя полностью перевесили весь учебный процесс и требуют ежедневного отчета…?
и сейчас только с дз помогаю и режим выстраиваю. Бывает, конечно, объясняю, если чего-то не понимает. И то стараюсь найти толковое объяснение в инете и проверяю, как она усвоила